Формирование познавательных логических УУД на уроках математики

Формирование познавательных логических УУД на уроках математики

Ольга Валерьевна Набокова,учитель математики,

руководитель ШМО учителей математики, информатики, физики и химии  МБОУ «Менделеевская СОШ»

Я являюсь руководителем школьного методического объединения учителей математики, информатики, физики и химии. Цель методической работы МО поставлена следующая (что соответствует программе развития школы): повышение качества преподавания математики, информатики, физики и химии через освоение педагогами способов формирования и развития УУД. Эта цель в 2016-2017учебном  годудостигалась через решение таких задач: 1)освоение способов формирования у обучающихся  познавательных логических действий: определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации, сравнения на основе самостоятельного выбора оснований и критериев; 2)разработка критериев проверки сформированности данных умений.

Напомню некоторые основные положения и понятия:

Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение  ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Выделяют четыре основных вида УУД: личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные. Познавательные УУД в свою очередь подразделяются на общеучебные (формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации; знаково-символические; моделирование) и логические (анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей восполняя недостающие компоненты, выбор оснований и критериев для сравнения, классификаций объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей;  построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование); действия постановки и решения проблем (формирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера).

В своем мастер-классе более подробно остановлюсь на формировании такого действия как  выбор оснований и критериев для сравнения.

Нашим МО были разработаны следующие критерии оценивания сформированности данного действия:

- 1 уровень (повышенный): обучающийся сравнивает объекты, явления, самостоятельно выбирая основания и критерии, (не менее 3);

- 2 уровень (средний - базовый): обучающийся сравнивает объекты, явления, самостоятельно выбирая основания и критерии, (одно - два);

- 3 уровень (ниже среднего): обучающийся сравнивает объекты, явления используя предложенные учителем основания и критерии;

- 4 уровень (низкий): затрудняется сравнивать объекты, явления даже по предложенным учителем основаниям и критериям.

Эти критерии для учащихся соответствуют отметкам соответственно «5», «4», «3» и «2».

Этапы формирования умения сравнивать:

1.Сравнение предметов, явлений по критериям и основаниям, предложенным учителем (начальная школа, 5-6 класс);

2.Сравнение предметов, явлений по самостоятельно выбранным критериям и основаниям (7-9, 10-11 классы).

Умение сравнивать активно используется на многих предметах при изучении как нового материала (перенос знаний об изученном предмете, явлении на новый, изучаемый), так и включении новых знаний в систему (какое место в системе занимает тот или иной предмет, явление), и при обобщении и систематизации (где применяется, как используется данное знание).

Для формирования данного умения педагоги МО используют следующие педагогические приемы: кластер, инсерт, фишбоун (технология критического мышления);«третий лишний», найди сходства, отличия, заполни таблицу, установи соответствие, разбей на группы, найди ошибку, установи верное высказывание, по описанным свойствам установи объект;элементы технологии проблемного обучения; игровые методики: урок-экскурсия, виртуальное путешествие, деловая игра; системно-деятельностный подход; ИКТ. Более подробно некоторые из приемов будут представлены на мастер-классе на августовской конференции.

Количество голосов, отданных за эту статью: 0.

Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.


Количество символов: 0 из 255

Пройдите проверку *:

Назад

Логин:
Пароль: