Реализация проекта Программы развития школы "Профориентация - основа самоопределения учащихся"

Реализация проекта Программы развития школы

"Профориентация - основа самоопределения учащихся"

 

Нагоева Эльвира Германовна,

заместитель директора по УВР

МБОУ «Менделеевская СОШ»

 

Профессиональная деятельность в жизни человека является основной в обеспечении его социальных притязаний, самоутверждении и самореализации. Неуспешность в профессиональной сфере, по мнению психологов, приводит к устойчивым стрессам, депрессии, то есть нарушает состояние внутреннего здоровья человека, что вызывает проявление асоциальных действий, таких как алкоголизм, наркомания, преступность.

Профессиональное самоопределение – сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Особо значимой является проблема приобретения обучающимися адекватных представлений о профессиональной деятельности, избираемой профессии и собственных возможностях, активного их развития, формирования потребности и умения включаться в общественный производительный труд и социальные отношения трудового коллектива. Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса при обязательном дополнении его информационной и консультативной работой, практической деятельностью для развития склонностей и способностей учащихся к труду. Профессиональная ориентация должна начинаться как можно раньше для более глубокого понимания школьниками своего будущего профессионального и жизненного пути.

Решение задач предпрофильной подготовки в полной мере невозможно в традиционных формах обучения и образования. Традиционная система образования  в условиях классно- урочной системы  для решения задач выбора профиля является неэффективной. Это связано, на наш взгляд, со следующими обстоятельствами:

Во-первых, несоответствие содержания деятельности ребенка, организуемого на данный момент нашей школой, деятельности, в которой происходит его развитие.

Во-вторых, отсутствие событийности в традиционном образовательном процессе, отсутствие тех конкретных изменений, по которым подросток может фиксировать свое взросление.

В школе разработана подпрограмма Программы развития школы «Профориентация – основа самоопределения учащихся школы».

Цель:

Совершенствовать механизм деятельности по профессиональному самоопределению учащихся посредством  предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся для подготовки учащихся  к осознанному выбору профиля обучения, будущей профессии

Задачи:

  • создать условия для осознанного профессионального самоопределения учащихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, потребностями общества, региона в кадрах,

Разработать и апробировать модель профессионального самоопределения учащихся школы, которая делится на этапы:

Пропедевтический (1-4 классы):

1.Информировать о мире профессий

2. Развивать коммуникативные умения

3. Формировать познавательный интерес

Поисковый (5-7 классы):

1. Знакомить с правилами выбора профессии

2. Развивать коммуникативные умения

3. Определить интересы и склонности

Период развития профессионального самоопределения (8-9 классы):

Знакомить со структурой профессионального самоопределения

Период профессионального самоопределения (10-11 классы):

Готовить к выбору профессии и жизненной стратегии.

  • разработать, апробировать, адаптировать, осуществить корректировку образовательных программ в области профессионального самоопределения школьников;    

  Вводить формы организации учебных занятий: практикумы, лабораторные занятия, семинары, дебаты, проектные уроки, образовательные путешествия;

  • Ввести в расписание краткосрочные курсы в 5-7 классах, курсы по выбору в 8-9-х классах, ориентированные на личный интерес подростка;
  • В учебных и тематических планах специально выделять место и определять содержание учебного материала для самостоятельной работы подростка, а также те виды деятельности, которые формируют практическую составляющую образования подростка, УУД;
  • Совершенствовать методическую компетентность педагогов школы,
  • Обеспечить оснащенность школы необходимыми техническими средствами обучения, достаточная оснащенность компьютерных лабораторий и открытый доступ к ним подростков и учителей;
  • Определение в школе мест, позволяющих подростку осуществлять свои проектные замыслы (это может быть библиотека, компьютерная, физическая, химическая, лингвистическая и другие предметные лаборатории);
  • Обсуждение и введение новой системы оценивания, обеспечивающей открытость критериев оценки для учащегося, предусматривающей само- и взаимооценивание и стимулирующей действия подростка на результат; составление «портфолио»;
  • Введение в практику работы с подростками индивидуальных учебных программ, индивидуальных образовательных маршрутов.
  • Создание и реализация для учащихся старших классов основной школы и профильных классов старшей школы оптимальных условий, обеспечивающих возможность выбора индивидуального учебного плана и сетевых форм получения образования.
  • Разработка и реализация программ поддержки талантливых учащихся по различным направлениям интеллектуальной, творческой, социальной и спортивной деятельности

Использование в образовательном процессе разнообразных нетрадиционных форм контроля знаний: зачет, защита проектов, защита реферативных и исследовательских работ и др.

Вводить формы организации учебных занятий: практикумы, лабораторные занятия, семинары, дебаты, проектные уроки, образовательные путешествия;

  • Ввести в расписание краткосрочные курсы в 5-7 классах, курсы по выбору в 8-9-х классах, ориентированные на личный интерес подростка;
  • наладить деловые связи с работодателями и организациями, заинтересованными в профессиональной подготовке подрастающего поколения;

Определить список предприятий, социальных партнеров, профессиональных учебных заведений, способных организовать профессиональные пробы и образовательные стажировки, на своей базе.

Заключить договора (соглашения) о сотрудничестве.

  • повысить профессиональный уровень, творческое мастерство педагогического коллектива в использовании деятельностных технологий.

Освоение педагогами школы технологий сопровождения профессионального самоопределения учащихся:

-технологии исследовательской и проектной деятельности учащихся (средовые технологии, кейс-обучение, критическое мышление);

- технологии тьюторского сопровождения;

 - технологии самостоятельной работы учащихся;

 - технологии воспитательной работы (воспитание на основе системного подхода, ШОУ технологии

 - методы портфолио и социального проектирования использование которых позволяет сформировать у учащегося личностные качества конкурентоспособного человека ;

 -технологии интерактивного взаимодействия и учебного сотрудничества (дебаты, дискуссии)

 

Количество голосов, отданных за эту статью: 0.

Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.


Количество символов: 0 из 255

Пройдите проверку *:

Назад

Логин:
Пароль: