Формирование навыка осознанного чтения на уроках с детьми с ОВЗ

Формирование навыка осознанного чтения на уроках с детьми с ОВЗ

Топольская Маргарита Валентиновна, учитель начальных классов.

Радостева Светлана Вячеславовна, учитель русского языка и литературы.

МБОУ «Менделеевская СОШ»

 

В Программе развития Менделеевской школы представлена модель выпускника, основным из показателей которой является навык осознанного чтения. Чтение – это умение, без которого невозможно изучение всех школьных предметов. Умение читать позволяет ученику расширять кругозор, способствует развитию его познавательных и речевых способностей, учит жить в современном обществе.

Принимая во внимание особенности формирования навыка чтения у детей с отклонениями в развитии (дети медленно запоминают буквы, смешивают по начертанию графемы), особое внимание уделяется полисенсорному (участие в работе всех анализаторов) восприятию материала. На уроках обучения грамоте при изучении новой буквы используется прием конструирования. Дети решают проблему: из каких элементов состоит буква, как они расположены и соединены между собой. Также предлагается выложить букву из крупы, вылепить из пластилина, написать пальчиком по наждачной бумаге, согнуть из проволоки. Детям предлагается ответить на вопросы: на что похожа буква и как она «умеет говорить». В результате такой работы развивается творческое воображение, умение анализировать, совершенствуется мелкая моторика пальцев рук, формируется навык чтения.

Анализ речевой деятельности детей позволяет выявить проблемы и определить задачи коррекционно-педагогического воздействия. Чтобы помочь детям, надо развивать все стороны речи. Для решения этой задачи применяется метод «ассоциативных связей». Суть работы заключается в следующем: у каждого слова есть смысл. В ответ на слово возникают ассоциации. Ученики могут составить ассоциативные ряды, подобрать родственные слова, синонимы, омонимы, антонимы, определить прямое и переносное значение слова, понятийные связи. Запоминая слова и ассоциации, связанные с ними, учащиеся расширяют тот самый необходимый словарный запас.

В процессе работы с текстом учащиеся осознают возникающие связи между словами. Установление таких связей позволяет научить строить словосочетания, предложения, распространять предложения. Все вместе взятое является основой для построения целого высказывания и осознанного восприятия текста.

В результате деятельности дети учатся разбираться со всеми ассоциациями, которые возникают вокруг слова, правильно образовывать, изменять и употреблять слова в речи, устанавливать связи. У них расширяется активный словарь, происходит понимание используемых слов, формируется эмоциональное восприятие окружающего мира. Для наглядного представления используются предметные и сюжетные картинки, схемы, таблицы, графические опоры слов и звуков.

Навыки осознанного чтения и умения работать с текстом можно формировать с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: технику, осмысленность, выразительность. Для их формирования предлагается ряд упражнений, направленных на развитие четкости произношения и развитие подвижности речевого аппарата. Эффективными являются упражнения, развивающие боковое зрение и отрабатывающие прямой взгляд и вырабатывающие внимание к слову и его частям. Целесообразно использовать упражнения, развивающие оперативную память, устойчивость внимания, развивающие гибкость и скорость чтения. Формированию навыков осознанного чтения способствуют упражнения, направленные на анализ текста, а также игры по составлению слов.

Предложенные приемы являются наиболее качественными для достижения результата, требуемого Программой СКОУ. Показателями их эффективности являются следующие критерии: чтение без искажения звукового состава слова, соблюдение правильного ударения, переход на чтение целыми словами, послоговое чтение слов, трудных по семантике и слоговой структуре, с предварительным их прочтением с помощью учителя, переход с орфографического на орфоэпическое чтение слов и чтение текста про себя после его анализа для подготовки к более быстрому темпу чтения.

Результативность работы демонстрирует выразительное чтение учащимися, что подразумевает соблюдение знаков препинания, интонации законченности повествовательного вопросительного и восклицательного предложений при чтении. Ученики могут передать эмоциональное содержание читаемого и характер персонажа и выразительно читать по ролям короткие отрывки с прямой речью после работы над текстом.

Количество голосов, отданных за эту статью: 0.

Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.


Количество символов: 0 из 255

Пройдите проверку *:

Назад

Логин:
Пароль: