Готовность ребенка к обучению в школе
Готовность ребенка к обучению в школе включает следующие виды: специальная, психологическая, физиологическая готовности.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
К психологической готовности относится: личностная и социально-психологическая, интеллектуальная, эмоционально-волевая готовности.
Личностная готовность, подразумевает готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, принятие позиции школьника, т.е. позиции «хочу учиться». Она характеризуется следующими составляющими:
- наличие познавательных интересов (ребенку нравится чтение книг, решение задач, выполнение интеллектуальных заданий).
- понимание необходимости учения как обязательной, ответственной деятельности.
- эмоционально – благополучное отношение к школе.
Социально-психологическая готовность - умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, выполнять требования учителя, контролировать свой поведение, способность войти в детское общество.
Следует научить детей разрешать конфликтные ситуации конструктивным способом.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов – способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.
Все дошкольные виды деятельности: лепка, рисование, конструирование, общение развивает у ребенка мыслительные операции, т.е. способность рассуждать, устанавливать причинно – следственные связи.
Упражнения для развития мышления: «Четвертый лишний», «Сравни предметы», «Скажи наоборот».
В зависимости от ощущений, которые преобладают, говорят о памяти зрительной, слуховой, эмоциональной.
Зрительная память – сохранение и воспроизведение зрительных образов.
Слуховая память – запоминание и точное воспроизведение на слух. Этим же способом ребенок будет усваивать до 70% информации, обучаясь в школе.
Эмоциональная память – память на эмоциональные переживания. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что вызывает эмоции, запоминается без труда и на более длительный срок.
В развитии памяти большую роль играет мыслительная деятельность (осмысление материала). Очень вредит памяти запоминание непонятного материала. Прежде, чем что-то заучивать, объясните ребенку. Нужно показать ребенку приемы , которые помогают лучше запомнить (например, рисунки к словам).
У детей дошкольного возраста внимание носит непроизвольный характер, т.е. дети не могут управлять своим вниманием. Это проявляется в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться, в частой смене деятельности.
Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств (объем, концентрация, распределение, переключение, устойчивость).
Все свойства внимания значительно развиваются в результате упражнений: «Найди 10 отличий», «Перепутанные линии», «Лабиринты», «Нарисуй такой же дом», «Да и нет», Диктанты и др.
Специальная готовность подразумевает умение читать, писать, считать.
Начальная школа рассчитана на детей, не получивших никакой специальной подготовки, и начинает обучать их грамоте и математике с самого начала. Поэтому нельзя считать соответствующие знания и навыки обязательной составной частью готовности ребенка к школьному обучению.
Однако овладение грамотой и элементами математики в дошкольном возрасте может влиять на успешность школьного обучения. Но их полезность зависит от того, на какой основе они построены, насколько правильно сформированы.
Так, навык чтения повышает уровень готовности ребенка к школе только при условии, если он строится на базе развития фонематического слуха и осознания звукового состава слова, а само чтение является слитным или послоговым. Побуквенное чтение, нередко встречающееся у дошкольников, затруднит работу учителя, так как ребенка придется переучивать. Так же обстоит дело со счетом — он окажется полезным, если опирается на понимание математических отношений, значения числа, и бесполезным или даже вредным, если усвоен механически.
Эмоционально-волевая готовность включает радость ожидания обучения, развитие высших чувств и эмоций, умение организовать рабочее место и поддерживать порядок на нем, положительное отношение к целям своей деятельности, принятие их, стремление к достижению результата своей деятельности.
Физиологическая готовность – состояние здоровья, физическое развитие, развитие основных движений, развитие мелких групп мышц.
Мелкая моторика руки.
Беда почти всех первоклассников при обучении письму – «болит рука».
Существует тесная связь между развитием мелкой моторики руки и речи. Поэтому тренировка пальцев у ребенка является средством развития речи.
Для развития мелкой моторики руки используют следующие приемы: рисование карандашами, обведение контуров, штриховка, лепка, вышивание.
Зрительно – моторная координация.
Ребенку в процессе учебы часто приходится одновременно смотреть на доску и списывать или срисовывать то, что он в данный момент рассматривает, поэтому важны согласованные движения глаз и руки, когда пальцы как бы слышат ту информацию, которую им дает глаз.
Для развития зрительно – моторной координации используются такие упражнения как зрительный диктант, рисование с натуры.
Исходя из закона неравномерности психического развития, школьная зрелость, как и вообще все развитие ребенка, очень индивидуализировано. Каждый ребенок имеет свои сильные и слабые стороны. Помните, что ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе – это комплекс умений, поддающихся упражнению. Упражнения, задания, игры, подобранные для развития ребенка, легко и весело можно выполнять с мамой, папой, бабушкой, дедушкой, няней - с тем, кто располагает возможностью и желанием заниматься.